Греческий театр
В середине орхестры находился алтарь, и это отражало тот существенный факт, что
греческий театр, возникнув из религиозного обряда, сохранял свою связь с
культовыми празднествами в честь бога Диониса. С религией были связаны и
легендарные предания — мифы о богах и героях, лежавшие в основе трагедий,
исполнявшихся в греческом театре на празднике дионисий. Первоначально на
орхестре выступал лишь хор, исполнявший песнопения — дифирамбы. Сначала из хора
выделился один исполнитель, рассказывавший мифы и вступавший в диалог с
остальными участниками хора. Этот исполнитель со временем стал изображать
героя, история которого составляла содержание мифа. Так появился первый актер.
При помощи разных масок он мог изображать несколько персонажей. Иногда он
вступал в собеседование с корифеем (руководителем хора). По преданию,
родоначальник греческой трагедии Феспид сам был единственным актером в
сочиненных им трагедиях. Эсхил ввел в трагедию второго актера, а Софокл —
третьего. В период высшего развития греческого театра на театральной площадке,
кроме хора, одновременно находилось не больше трех действующих лиц.
Постепенно местом действия стало и сооружение, находившееся позади орхестры, —
скена. Часть действия перенесли на плоскую крышу скены. С течением времени
произошло дальнейшее изменение: хор оставался на орхестре, а актеры выступали
на скене. У древних греков было три вида театральных представлений: трагедия,
повествующая о скорбной судьбе героев; сатировская драма — сценки веселого и
забавного содержания, в которых выступал хор сатиров, одетых лесными демонами;
комедия — веселые и озорные игры, высмеивавшие пороки и ошибки граждан города.
Усложнение и обогащение содержания пьес сопровождалось и усложнением техники
театрального представления. Изучая разные типы театров Древней Греции, ученые
установили, что не менялся характер амфитеатра для зрителей, оставалась круглой
орхестра для хора, но скена с течением времени преображалась. Реконструкция
остатков старинных театров, показанная на приводимых здесь рисунках, позволяет
установить следующую эволюцию скены. Скена, сооруженная позади орхестры, могла
изображать храм или дворец. На
рисунке
изображено место представления трагедии Софокла
«Эдипцарь». Хор собирался вокруг алтаря на орхестре. Из центральных дверей на
орхестру выходили. Эдип и его жена Иокаста, из одной боковой двери — Креон с
детьми Эдипа, из другой — вестник.
В III веке до н. э. появляются двухэтажные скены. Для актеров возникают две
игровые площадки: перед нижним этажом скены — проскений, и перед верхним этажом
скены — эпискенион. Как в нижней, так и в верхней частях скены имеются ниши.
Они служили либо для дверей, либо для навешивания декораций, изображавших
различные пейзажи или интерьеры зданий.
В позднеэллинистическую эпоху возрастает значение верхней части скены. В ее
задней части могло быть до пяти глубоких ниш, служивших для выхода на верхнюю
сценическую площадку, где теперь главным образом и происходило действие. Иногда
эти ниши становились своеобразной декорацией, частью интерьера или пейзажа.
Помимо того, перенесение места действия в эту часть скены было вызвано также
тем, что отсюда актеры были полностью видны зрителям первых рядов амфитеатра.
Убранство скены менялось в зависимости от типа пьесы. По Витрувию, для
представления трагедии нужны были колонны, фронтоны, статуи и другие атрибуты,
свидетельствующие о том, что действие происходит в дворцовой обстановке. В
комедиях персонажи принадлежали к более простой среде, и декорации
соответственно изображали частные дома с балконами и окнами, открывавшими вид
на окружающую местность. Сатировская драма требовала декораций, изображавших
лес, пещеры горы, иначе говоря, виды природы. Изучение изображений театра на
вазах помогло установить, что уже в V веке до н. э. существовали объемные
декорации, возводившиеся в верхней части скены.
Однако греческий театр отнюдь не был натуралистичным. Многое оставлялось на
долю воображения зрителей, которые должны были домысливать то, чего нельзя было
изобразить зримо. Представление в греческом театре длилось целый день — с
раннего утра до сумерек. Чтобы выдержать столь долгий спектакль, зрители должны
был» обеспечить себя удобствами. С этой целью они приносили из дома мягкие
подушки, которые клали на каменную скамью амфитеатра. Иные захватывали с собой
из дома пищу и напитки, другие покупали их у разносчиков, ходивших по рядам.
Случалось, что вокруг торговцев собиралось большое количество покупателей,
вступавших в драки, чтобы первыми прорваться к желанным благам. Для наведения
порядка среди публики городские власти назначали специальных надсмотрщиков,
вооруженных палками. В случае необходимости они применяли силу для успокоения
разбушевавшихся зрителей. Костюм трагического актера напоминал одеяние жреца,
что было связано с происхождением трагедии из религиозного обряда. Из древних
обрядов
происходили и маски, которые надевали на лицо актеры. Но маски нужны были
и по другой причине. При огромных размерах греческих театров, и лица актеров, и
выражение их с далекого расстояния были бы неразличимы. Поэтому не удивительно,
что маски делались крупными, по размеру они значительно превосходили лицо.
Черты делались крупными и выразительными. Резко различались маски трагедии и
комедии. Трагические маски изображали серьезные и скорбные лица, они имели
величавый вид. Для того, чтобы показать изменение душевного состояния героя,
актер имел в своем распоряжении две-три разные маски, из которых одна
изображала его лицо в спокойном состоянии, другая в состоянии тревоги и третья
— искаженное ужасом и страданием. Удаляясь на короткое время со сцены, актер
возвращался с новой маской на лице. Поверх маски был парик, иногда с пышной
прической, подобавшей царям и героям.
Маски комических персонажей были более разнообразны, чем маски трагических
героев. Они отражали всевозможные бытовые типы, встречавшиеся в комедиях;
особенно большое количество масок вызвала к жизни так называемая новая комедия
(IV—III века до н. э.). Сохранились маски горожан, купцов, куртизанок, рабов,
приживал-паразитов, шутов и многих других типов, встречавшихся в древних
комедиях Греции и Рима. Стенные росписи, барельефы и изображения на вазах
запечатлели ряд комических сцен из представлений театра древнего мира. Одно из
них показывает, как исполнялась пародия на трагедию об Антигоне. На
этом рисунке актер, играющий Антигону, снял с лица женскую маску и держит
ее в руках, оказывая сопротивление стражнику, арестовавшему его.
Рисунок с древней вазы интересен в том отношении, что показывает
использование реквизита.
|
Римский театр
Театр Древнего Рима, в отличие от греческого, уже никак не связан с религиозным
культом. Как в республиканском, так и в императорском Риме власти были
заинтересованы в устройстве представлений из политических целей — чтобы
показать свою заботу о народе. Недаром римский сатирик Ювенал (43—113 гг. н.
э.) писал о том, что неимущие горожане требуют «хлеба и зрелищ» — бесплатной
раздачи хлеба и бесплатных представлений, цирковых и театральных.
Сцена римского театра с течением времени становится все более разукрашенной и
пышной. Римляне любили великолепные фасады зданий, и это отразилось в
архитектуре театральной сцены.
В малоазийском городе Эфесе, одном из крупных центров Римской империи, был
великолепный театр, сохранившиеся остатки которого позволили установить, что в
44 г. н. э. при реконструкции театра задник сцены был выдвинут вперед на шесть
метров. Фронтон был украшен многочисленными колоннами, нишами для статуй и ваз.
От древней архитектуры театров, восходящей к Греции, сохранились три входа на
сцену: центральный — для царственных персон, и два боковых — для других
действующих лиц. К ним по краям сцены были добавлены еще две боковых двери
меньшего размера. Выдвижение сцены вперед потребовало сокращения орхестры,
которая утратила форму круга и преобразилась в полукруг. Третий этаж фасада
сцены был возведен значительно позднее — в III веке.
На фресках в Помпее сохранилось несколько изображений древнеримских театров.
Воспроизведенная здесь фреска изображает сцену. Выходы на сцену
закрывались створками ниже человеческого роста. Они распахнуты настежь в
центральном — царском — входе, где стоит герой, одетый в хламиду. Для
царственных особ выход на просцениум совершается по четырем ступеням. Медленно
спускаясь по ним, герой величественно появляется перед зрителем. Его
сопровождают два воина в полном вооружении — в шлемах, со щитами. Для лиц менее
высокого звания — меньше ступенек для выхода на просцениум. В нишах мы видим
слуг, по-видимому, готовящих пир. Слуга справа устанавливает факел, слуга слева
несет кувшин с вином.
На фресках в другом помпейском доме сохранилось изображение живописных задников
для обозначения места действия пьес определенного жанра. Задник трагедий обычно
изображал царский дворец, задник комедий — вид города, задник сатировской пьесы
— сельский пейзаж.
Театр древности обладал многими средствами, помогавшими зрителям уже по
внешнему виду определить возраст, характер и общественное положение, а иногда и
профессию персонажа. Герои трагедий носили одежды, напоминавшие греческие
наряды древности. В трагедиях одежды были длинными, например, плащи-сирмата,
наподобие греческого хитона. Одежды комических персонажей были более короткими.
Трагический актер надевал на ноги высокие подставки — котурны, поднимавшие его
фигуру выше обыкновенного роста.
Имел значение и цвет одежд. Старцы были в белом, молодые герои комедий — в
пурпурных одеждах, паразита сразу узнавали по серому цвету его костюма, а
куртизанку — по желтому. Пьесы переписывались, и образованные люди могли читать
рукописные тексты любимых авторов. Особенно популярны были комедии Теренция.
Они многократно переписывались и в начале средних веков. Древние манускрипты
имели перед началом каждой комедии рисунок, изображавший
маски действующих лиц в порядке их появления на сцене.
|
|